Представитель так называемой культурной ветви философской антропологии.
Ротхакер полагает, что человек прежде всего характеризуется самоцельной
активностью, источник которой лежит в его сознании. В своих философских
рассуждениях он стремится представить человека как живую и творческую
личность. Человек, по его мнению, - творец и носитель культуры,
которая есть источник свободы человека и его деятельной активности.
Культура, по мнению Ротхакера, - это реакция человека на воздействие
природы, это способ ориентации в мире. Человек дистанцирован от
внешнего мира, но открыт миру, и в то же время находится в окружающей
среде, которая выступает как результат деятельности сознания, пропускающего
через свой порог лишь то, что имеет важное значение для жизни индивида.
В деятельности человека, по Ротхакеру, проявляется «воля к творчеству»,
источник которого находится в душе человека. Он пишет: «Я - не
пучок, не сумма, не нагромождение извне данных ощущений, но субъект,
центр и исходный пункт активности. Именно это пункт свободы и нравственной
силы личности».
В 1938 г. Ротхакер выпустил книгу «Слои личности», в которой дал
свое понимание личности человека. По его мнению, личность образуют
три слоя: 1) Вегетативная и животная жизнь. 2) «Оно», которое определяется
влечениями и чувствами. 3) «Я», которое мыслит и самосознает. Эти
слои взаимосвязаны, однако не сводятся друг к другу, а подчиняются
тем же закономерностям, что и слои бытия. Ротхакер пишет: «Лишь
учение о слоях личности является ключом к пониманию практического
человеческого поведения».
Ротхакер полагает, что человек порождает
культуру, а культура создает человека. При этом большую роль играет
язык: «С каждым вполне понятным словом мир изменяется. То, что
сказано, снова включается в мир, который уже существует».