Один из самых значительных представителей европейской средневековой
философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии
не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена
им в автобиографическом произведении «История моих бедствий». С
малых лет он почувствовал тягу к знаниям, а потому отказался от
наследства в пользу своих родственников. Получил образование в
различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской
деятельностью, приобрел славу искусного диалектика по всей Европе.
Абеляр нежно любил Элоизу, свою талантливую ученицу. Их роман привел
к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался
в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди
было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в
монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их
переписки.
Основные произведения Абеляра: «Да и нет», «Познай самого себя»,
«Диалог между философом, иудеем и христианином», «Христианская
теология» и др. Абеляр был широко образованным человеком, знакомым
с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками
античной культуры.
Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума,
эта проблема была основной и для всей схоластической философии.
Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой,
поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр
- ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики,
которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и
заключается ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем
совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством
диалектики. Абеляр определял веру как «предположение» о вещах,
недоступных человеческим чувствам, как-то, что имеет дело не с
природными вещами, познаваемыми науками.
В произведении «Да и нет» Абеляр анализирует взгляды «отцов церкви»,
используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость
приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения
в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой
стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства,
а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот,
кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся
извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке.
Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать
сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов,
в критическом отношении к теологии.
Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассонском соборе (1121),
по приговору которого он сам бросил свою книгу «Божественное единство
и троичность» в огонь. В этой книге он доказывал, что существует
лишь один-единственный Бог-отец, а Богсын и Бог-дух святой - лишь
проявления его могущества.
В произведении «Диалектика» Абеляр излагает свои взгляды по проблеме
универсалий (общих понятий). Он пытается примирить крайне реалистические
и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался
учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра
- Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные
вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом
из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная
сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие
в единую общую сущность.
Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания
вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих
тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного
опыта посредством абстрагирования в уме свойств вещи, общих для
многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит
образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека.
Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма,
впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал
против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций
в отношении знания, существовавших в то время.
В произведении «Диалог между философом, иудеем и христианином»
Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая
религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может
считать, что оно - единственно истинная религия. Только философия
может достичь истины; она направляется естественным законом, свободным
от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному
закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного
закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они - лишь
ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все
люди, - совести.
Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях - «Познай
самого себя» и «Диалоге между философом, иудеем и христианином».
Они находятся в тесной зависимости от его теологии. Основной принцип
этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности
человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные.
Такое воззрение - продолжение абеляровской позиции в области гносеологии,
подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность
человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок
не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный
поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями
человека.
В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали
Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия
не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны
и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства,
но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами.
Абеляр
подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая,
по его мнению, состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы
с рода человеческого, а в том, что он был примером высокой морали,
которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что
человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху,
а лишь способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная
благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков,
а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило
распространенным тогда религиозным догматам и было осуждено Санским
собором (1140) как ересь.