<< назад

Пауль Наторп
(1854-1924)

 

Видный представитель Марбургской школы неокантианства. Его главные произведения: «Этика Демократа» (1893), «Учение Платона об идеях» (1903), «Теория познания Декарта» (1882), «Логические основы точных наук» (1910), «Общая психология согласно критическому методу» (1912), «Социальная педагогика» (1899). Как видно из простого перечисления названий работ Наторпа, круг философских интересов его довольно широк - он писал по истории философии, логике, психологии, педагогике.

Как в своих историко-философских, так и в логических работах Наторп проводит мысль, что только идеализм – единственно правильное понимание окружающего мира. Начало познания - гносеологический, философский анализ, который он понимает как процесс постижения целого. Наторп полагает, что идеализм – это не какое-то застывшее состояние, не какая-то система, а вечное движение.

Наторп распространяет идеализм не только на гносеологию, но и на этику. Идеализм - это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики. Логика, имеющая первоначально широкий смысл как учение разума, получает у него высший ранг, она охватывает не только теоретическую философию, но и этику. Вместе с тем она обосновывает все социальные науки.

Этика у Наторпа не связана с социальным, так как благо, по его мнению, есть благо само по себе. Система социальной педагогики Наторпа приводит его к проповеди этического социализма, сводящегося к стремлению воспитать членов общества в духе разумности, которая должна привести к единению всех членов общества в достижении идеальной цели.

Концепция этического социализма Наторпа - результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке им социальной педагогики. Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором сконцентрирован весь мир в миниатюре. Все науки изучают человека с разных сторон. Человек выражает себя в деятельности, в труде, в работе. Человеческая деятельность - это своего рода практическое мышление, т.е. деятельность по воплощению в жизнь общества регулятивной идеи, состоящей из трех этапов - влечения, воли, разума. В этих характеристиках выражается человеческая природа, которая находит свое отражение в социальных структурах. Так, влечение выражается в хозяйственной деятельности, воля - в социальных учреждениях, разум - в системе образования.


Яндекс.Метрика