Русский мыслитель, политический деятель русского революционного
движения, теоретик марксизма. Родился в Симбирске. Старший брат
Ленина, Александр, занимался революционной деятельностью и был
казнен за покушение на царя. Казнь брата произвела на Ленина глубокое
впечатление. Старшая сестра Ленина также принимала активное участие
в революционном движении.
В 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета,
но в том же году за участие в студенческих беспорядках был арестован
и выслан в деревню Кокошкино. В 1891-1892 гг. Ленин сдал экстерном
экзамены за юридический факультет Петербургского университета,
но занимался юридической практикой лишь около года, всю жизнь оставаясь
профессиональным революционером. Приехав в Санкт-Петербург в 1893
г., он посвящает свою деятельность объединению революционных групп
в единую партию России и разработке теоретического обоснования
марксизма.
В работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют
против социал-демократов?» он дал критику народников с позиций
диалектики, марксистское понимание развития общества, раскрыл роль
народных масс и личности в истории. Для этой работы характерен
стиль, который пронизывает в дальнейшем все сочинения Ленина: сочетание
системы аргументов с резкой критикой оппонентов.
В 1895 г. Ленин был арестован и выслан на три года в село Шушенское
(Восточная Сибирь). Здесь он пишет работу «Развитие капитализма
в России» (1899), где утверждает, что только пролетариат может
выражать нужды всего общества России. Известная его работа «Что
делать?» (1902) посвящена раскрытию форм классовой борьбы и проблемам
формирования социалистической идеологии. В произведении «Две тактики
социал-демократии в демократической революции» Ленин исследует
роль субъективного фактора в историческом процессе, разрабатывает
некоторые философские вопросы (соотношение общего и отдельного,
части и целого, абстрактного и конкретного) применительно к окружающей
российской действительности того времени. Здесь Ленин формулирует
принцип исторического подхода при рассмотрении вопроса о формах
классовой борьбы.
В 1909 г. Ленин пишет свой главный философский труд «Материализм
и эмпириокритицизм», в котором формулируются основные положения
философии марксизма. Работа Ленина вышла в период реакции, наступившей
после поражения революции 1905 г., когда получили распространение
такие философские направления и взгляды, как, например, махизм
(эмпириокритицизм). Поэтому изложение марксистских философских
положений у Ленина дается на фоне критики Маха и Богданова, представлявших
эти философские направления. По мнению же Ленина, для практической
партийной работы было очень важно, какую философскую позицию занимает
тот или иной деятель. Он писал, что вопрос не в той или иной формулировке
материализма, а в различии двух противоположных линий в философии
- материализма (который исходит из вещей как первичных по отношению
к ощущениям и мыслям) и идеализма (который исходит из мыслей и
ощущений как первичных по отношению к вещам).
В «Материализме и эмпириокритицизме» дается известное определение
материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо
от них». Эти две доктрины - существование объективного внешнего
мира и теория познания, копирующая эту реальность, - представляют
центральные темы ленинской книги.
Ленин полагает, что столкновение материализма и идеализма - этих
двух школ, партий, направлений - пронизывает собой всю историю
философии; малейшая уступка одной стороны ведет к преобладанию
другой. Он утверждает, что тот, кто отрицает независимое от чувственных
восприятий существование внешнего объективного мира, имеет религиозные
убеждения, а также, что существует тесная связь между агностицизмом
и религией.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм», кроме того, Ленин дал
оценку важнейших естественно-научных открытий конца XIX - начала
XX веков, показав, что эти открытия содержат в себе диалектические
идеи. Ленин дал характеристику основных понятий марксистской философии
- материи, сознания, опыта, истины, причинности, свободы и необходимости
и др. В этой работе дается самое общее изложение философских марксистских
положений без разработки деталей, так как цель книги Ленина была
скорее политическая - обосновать материализм как единственное идеологическое
оружие в руках пролетариата в борьбе против царского режима.
Следующей философской работой Ленина явились «Философские тетради»,
представляющие собой конспекты произведений Маркса, Энгельса, Гегеля,
Лейбница, Фейербаха, Аристотеля и др., а также отдельные наброски,
в частности фрагмент «К вопросу о диалектике». Все это было проделано
Лениным в 1914-1916 гг., а опубликовано в 1929-1930 гг. В «Философских
тетрадях» дается дальнейшее развитие философии марксизма. Самой
важной частью «Философских тетрадей» было изучение «Логики» Гегеля,
которое привело Ленина к мысли, что в самой идеалистической из
работ Гегеля меньше всего идеализма и больше всего материализма.
Кроме того, Ленин делал вывод, что невозможно полностью понять
«Капитал» Маркса и особенно его первую главу, не изучив и не поняв
всей гегелевской «Логики». Следовательно, говорит Ленин, полвека
спустя никто из марксистов не понял Маркса. В отличие от «Материализма
и эмпириокритицизма» в «Философских тетрадях» Ленин не так категоричен
в своих оценках идеализма. Он говорит, что идеализм не ошибка,
а неправомерное, одностороннее преувеличение действительной характеристики,
крупицы знания, и что «умный идеализм» ближе к «умному материализму»,
чем «глупый материализм».
Ленинские заметки и комментарии к работам различных философов,
и прежде всего Гегеля, имели большое значение для развития философии
марксизма. Прежде всего Ленин подчеркивает единство субъекта и
объекта в деятельности человека и важность введения Марксом критерия
практики в теорию познания в его «Тезисах о Фейербахе». Познание
человека направляется «от субъекта к объекту, проверяясь практикой
и приходя через эту проверку к истине...». В другом месте Ленин
говорит: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике - таков диалектический путь познания истины». Особое
внимание Ленин уделяет диалектике как философской науке, которая
соединяет в себе и онтологию (учение о бытии) и гносеологию (теорию
познания). Ленин всесторонне раскрывает характерные черты диалектики,
подчеркивая диалектический закон единства и борьбы противоположностей.
Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как
становятся) тождественными противоположности, - при каких условиях
они бывают тождественными, превращаясь друг в друга, - почему ум
человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие,
а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.
Большое внимание в «Философских тетрадях» Ленин уделяет проблемам
сознания. Он подчеркивает активность сознания, которая выражается
в преобразовании человеком окружающей действительности: «Сознание
человека не только отражает объективный мир, но и творит его...
Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает
изменить его».
Работа Ленина над философскими проблемами шла параллельно с разработкой
экономических вопросов и имела большое значение для анализа империализма,
который получил отражение в произведении «Империализм, как высшая
стадия капитализма» (1916).
В работах, написанных перед революцией и после нее, большое место
принадлежит разработке вопросов теории государства, пониманию демократии
и диктатуры, анализу особенностей Советов.
В 1922 г. Лениным была написана статья «О значении воинствующего
материализма», в которой намечены основные моменты деятельности
философов в новых условиях формирующегося социалистического общества.
Ленин полагал, что философия должна внимательно изучать достижения
естествознания, критиковать ошибочные концепции философов, творчески
осваивать теоретическое наследие прошлого, развивать диалектику,
критиковать религию.
В своих последних статьях «О кооперации», «Как нам реорганизовать
Рабкрин», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции», посвященных
актуальным проблемам социалистического строительства, Ленин демонстрирует
применение диалектики к анализу действительности одновременно с
критикой догматического подхода к марксизму. Он вынужден признать
необходимость коренной перемены точки зрения на социализм.