Русский философ, принадлежал к западническому направлению. Был
незаконным сыном помещика Яковлева и немецкой девушки, которую
тот увез в Россию из Германии. Окончил физико-математический факультет
Московского университета. В молодые годы увлекался учением Сен-Симона.
Ему принадлежат следующие философские произведения: «Дилетантизм
в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-1846), «Письма
сыну» - А.А.Герцену - (1876).
На взгляды А.И. Герцена большое влияние оказали идеи СенСимона,
Шиллера, Гегеля, Фейербаха, Прудона. В философии для него была
важна практическая сторона, ее роль в борьбе за свободу личности,
за социальную справедливость. Поэтому в его произведениях можно
встретить самые крайние теоретические положения. Он писал, что
«логическое развитие идеи идет теми же фазами, как развитие природы
и истории; оно, как аберрация звезд на небе, повторяет движение
земной планеты».
В то же время он указывал, что «материалисты-метафизики совсем
не то писали, о чем хотели; они до внутренней стороны вопроса и
не коснулись, а говорили только о внешнем процессе; его они изображали
довольно верно - и никто с ними не спорит, но они думали, что это
все, и ошиблись: теория чувственного мышления была своего рода
механическая психология, как воззрение Ньютона - механическая космология...
Вообще материалисты никак не могли понять объективность разума...
У них бытие и мышление или распадаются, или действуют друг на друга
внешним образом».
Герцен принадлежал к западническому направлению и резко критиковал
славянофилов за их идеализацию православия и поддержку самодержавия.
Однако после подавления революции 1848 г. у Герцена наступило некоторое
разочарование в Западной Европе, и он стал считать, что русская
деревенская община содержит зародыши социализма. Принял некоторые
положения славянофильства. В книге «О развитии революционных идей
в России» (1851) он писал, что мы принимаем социализм так же, как
славянофилы, «это мост, на котором мы можем подать друг другу руки».
Однако он не смотрел на социализм как на совершенную форму правления
и социальных отношений и писал, что «социализм разовьется во всех
своих фазах до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова
вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик
отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм
займет место нынешнего консерватизма и будет побежден градущею,
неизвестною нам революцией».
В статье «К старому товарищу», написанной
в 1869 г. и адресованной М. Бакунину, он писал, что не верит в
прежние революционные пути и рекомендует постепенность в общественном
развитии.