Древнегреческий философ. Был также политическим деятелем и поэтом.
Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в
г. Агригенте в Сицилии.
Об Эмпедокле ходили легенды как о чудотворце необычайной силы,
который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц
без дыхания. Он обладал всевозможными талантами и достоинствами.
Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского
искусства в Сицилии. Смерть его также окутана легендами. Рассказывают,
что он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога.
Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 40 стихов,
а также религиозная поэма «Очищения» (дошло около 100 стихов).
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырех стихиях,
которые образуют корни вещей. Этими корнями являются огонь, воздух,
вода и земля. Они заполняют все пространство и находятся в постоянном
движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны
и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, вроде того
как стена сложена из кирпичей и камней.
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние
образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных
пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей
земли и четырех частей огня.
Источником движения в природе служат не сами корни, так как они
неизменны, а две противоположные силы - Любовь и Вражда. Эти две
силы обладают вполне определенными физическими качествами. Так,
«липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Вражда»
- свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс
смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать
Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Вражда находится
на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение
стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный
процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной
неподвижной массы, имеющей шаровидную форму.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме.
В мире существует единство и множество, но не одновременно, как
у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический
процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все
элементы - корни всех вещей, а затем господствует Вражда, разъединяющая
эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется
единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает.
Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных
элементов, появляется множество. Господство Любви и господство
Вражды разделяются переходными периодами. Мировой процесс и состоит
из этих повторяющихся циклов. В ходе этих изменений сами элементы
не возникают и не уничтожаются, они вечны.
В философии Эмпедокла содержится много новых идей, но не все они
в то время, когда жил Эмпедокл, могли иметь эмпирическое подтверждение.
Так, он писал, что свету требуется определенное время для своего
распространения. Даже Аристотель в IV в. до н.э. считал это мнение
ошибочным. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости
тех биологических видов, которые отличались целесообразностью.
В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории
естественного отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных
мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть
врачеванием, если не знать, не исследовать тело человека.
В своем учении о познании Эмпедокл выдвигает глубокую мысль о
том, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных
органов. Он полагает, что подобное постигается подобным, поэтому
органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение
органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому,
то этот предмет не воспринимается. Органы чувств имеют своеобразные
поры, через которые проникают истечения от воспринимаемого объекта.
Если поры узкие, то истечения не могут проникнуть и восприятия
не происходит.
Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую
древнегреческую мысль - Платона, Аристотеля, атомистов.