Арабский философ, завершающий развитие арабоязычного аристотелизма.
Он представляет философию, которая получила развитие на крайнем
Западе арабского государства - на территории современной Испании
и Северной Африки.
Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя большое литературное
наследство, прежде всего философское. Это был энциклопедически
образованный человек. Прославился он в основном комментариями к
сочинениям Аристотеля, которого ценил очень высоко. За это получил
прозвище «комментатор». О нем говорили: «Аристотель объяснил природу,
а Аверроэс - Аристотеля». Наряду с комментированием Аверроэс дал
и свое толкование рассматриваемых вопросов.
Аверроэс написал много произведений, из которых наиболее известное
- «Опровержение опровержения». Этот труд - ответ на «Опровержение
философов» аль-Газали. В нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении
философии и религии. Он показывает, что философия и религия очень
сходны в направленности своих суждений. «Философия - это спутница
и молочная сестра религии, ... они спутники по природе, друзья
по сущности и врожденному предрасположению». И философия, и религия
имеют предметом своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно
по-разному. Если религия рассуждает о Боге риторически, используя
образность, которая проявляется в Коране, то философия пользуется
доказательным, т.е. наиболее адекватным способом.
Однако это не означает, что между религией и философией существуют
противоречия. Просто религия познает буквальный смысл, зафиксированный
в Коране, а философия - содержащийся в нем внутренний смысл. Философия
постигает истину путем аллегорического толкования священных текстов.
Для Аверроэса характерен рационализм; он стремился к философскому
обоснованию не всех религиозных догматов, как это свойственно Абеляру,
а только общих положений, имеющих дело с отношением мира и человека.
Аверроэс также рассматривал центральный для всего средневекового
периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или
он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен,
как и Бог, который не сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию
возникновения мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского
понятия Бога как перводвигателя. Он также признает платоновскую
эманацию, которая объясняет возникновение низших по отношению к
Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия
- Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее
само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность
форм, которые из нее возникают; материя и форма, для Аверроэса,
нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные души не являются
бессмертными, они умирают вместе с телом. Этика Аверроэса заключается
в учении, что человек создает добро в соответствии со своими установками,
а не в зависимости оттого, что его ожидает на том свете - Ад или
Рай.