<< назад
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций
(ок. 480-524)
Один из последних крупных философов поздней античности. В V- VI
веках Западная Римская империя прекратила свое существование. В
493 г. король остготов Теодорих захватил Северную Италию и образовал
остготское государство, что способствовало стабильной политической
обстановке в этом районе и привело также к оживлению экономической
ситуации. Получила развитие культура. В этих условиях и протекала
деятельность Боэция. Он занимал при Теодорихе значительные государственные
посты, стал консулом в Равенне. Но это возвышение закончилось падением.
После обвинения в предательских связях с Византией был заключен
в тюрьму и казнен. «Последний римлянин», как его называли, прожил
недолгую жизнь - всего около 45 лет, - но сумел сделать очень много
для развития философии, его идеи служат своего рода мостом, соединяющим
наследство античности с западноевропейским Средневековьем.
Боэцию принадлежит большое литературное наследство. Среди них
труды: «О музыке», «О святой Троице» (где он выступает против арианства),
«О католической вере», «Утешение философией» (написанное в тюрьме
перед казнью). Много сделал Боэций в области переводов с греческого
языка на латинский произведений греческих философов и ученых. Он
перевел логические труды Аристотеля «Об истолковании» и «Категории»
с «Введением» Порфирия (которое в литературе часто упоминается
под древнегреческим названием «Исагога»); первые четыре (из тринадцати)
книги Евклида, правда, без доказательств, что значительно снизило
научный уровень последующей средневековой науки; «Основания арифметики»
Никомаха. Эти переводы сыграли свою значительную роль в распространении
философии и образованности в Средневековье. Порфирий во Введении
к «Категориям» Аристотеля обращает внимание на проблему соотношения
общего и единичного и их существования - существуют ли они самостоятельно
или только в мыслях. Боэций дает свой комментарий к этим положениям
Порфирия в духе Аристотеля: общее возникает в уме на основе тех
общих свойств, которые присутствуют в единичных вещах. Эта проблема
соотношения общего и отдельного благодаря произведениям Боэция
стала предметом тщательного исследования в средневековой философии.
Основное произведение Боэция, принесшее ему всемирную известность,
- «Утешение философией». В нем он пытается решить проблему совмещения
свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог все предвидит,
то свободы воли не существует. С другой - свобода человека, его
воли все-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать
во мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем,
что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является
необходимой причиной этих самых действий.
В своей книге Боэций наставляет
читателя, чтобы он уклонялся от зла и устремлял свое сердце к добродетели,
а ум к истине.
|