<< назад

Анаксимен
(ок. 588-ок. 525 до н.э.)

 

Древнегреческий философ, представитель Милетской школы. В отличие от двух других ее представителей - Фалеса и Анаксимавдра - Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это воззрение Симпликий: Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе "всего", едина и беспредельна, но вопреки ему признает ее не неопределенной, но определенной, ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения соответственно веществам в основе которых он лежит. А именно, разряжаясь, она становится огнем; сгущаясь же, она становится ветром, затем облаком, сгущаясь же еще более, становиться водой, затем землей, потом камнями, "все" прочее " возникает" из этих веществ. И он также признает вечным движение, вследствие которого происходит изменение " вещей" Маковельский А.О. Досократики. «Воздух» Анаксимена - не просто обычный воздух. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. «Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир». В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.

Космологические взгляды Анаксимена состоят в утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из воздуха.


Яндекс.Метрика