Выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель
дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана).
Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом.
Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил
прозвище «Второй учитель» (первый - это сам Аристотель). О его
энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: «Рассуждения
Второго учителя аль-Фараби о значении слова «интеллект», «О том,
что должно предшествовать изучению философии», «Об общности взглядов
двух философов - Божественного Платона и Аристотеля», «Трактат
о взглядах жителей добродетельного города» и др.
Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатонистской
концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают
земные стихии - люди, животные, растения и пр.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в
познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия
и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно
дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума,
который существует в различных формах - как пассивный, актуальный,
приобретенный, деятельный.
Аль-Фараби развил учение о «добродетельном городе», во главе которого
стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Руководствуясь
этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за Платоном.
Он полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого
можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби
придерживался организматического взгляда на общество, которое он
отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм.
«Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все
органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь
живого существа и сделать ее наиболее полной»
Глава города, которого
он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен
обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью,
знаниями и ласковым обращением со своими подданными.