Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas
Aquinas) – первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum»
(князь философов), основатель томизма; с 1879 года признан официальным
католическим религиозным философом, который связал христианское
вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией
Аристотеля.
Фома Аквинский, Св., теолог и философ-схоласт, учитель церкви.
Родился в начале 1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино.
Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее
изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления
в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для прохождения
новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был
Альберт Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св.
Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных
за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете.
В период с 1254–1256 составил комментарий к четырем книгам сентенций
Петра Ломбардского и сочинил небольшой трактат «О сущем и сущности»
(De ente et essentia). К парижскому периоду относится также его
неоконченный комментарий к знаменитому трактату «О Троице» (De
Trinitate). Эта небольшая работа содержит классическое изложение
учения Фомы о классификации, взаимоотношении и методологии наук
того времени. Кроме того, тогда же им было написано сочинение «Об
истине» (De veritate), суммирующее итоги первого из проведенных
им в качестве преподавателя теологии цикла диспутов.
Фома возвратился в Италию летом 1259 и на протяжении следующих
девяти лет жил в Ананьи, Орвието, Риме и Витербо. Большую часть
этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам
и «чтеца» при папской курии. В Орвието Фома встретился с Гильомом
Мёрбике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на
переводы с греческого подлинника сочинений Аристотеля, а самого
Фому – к созданию ряда комментариев, в которых Фома старался разъяснить
наиболее существенные моменты аристотелевской философии. В этот
период он написал свою философскую «сумму» – Сумму против язычников
(Summa contra gentiles), которая, согласно первоначальному замыслу,
должна была стать теоретическим руководством для доминиканских
миссионеров. Тогда же он начал писать свое самое зрелое и самое
знаменитое сочинение – теологическую «сумму» – Сумму теологии (Summa
theologiae), которая так и осталась незавершенной (после 6 декабря
1273 Фома уже не имел возможности писать). В этом монументальном
синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение «кратко
и ясно изложить то, что относится к священному учению... для наставления
начинающих», тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся «Бога, пути
разумных существ к Богу и Христа, который, по своему человечеству,
есть наш путь к Богу». К этому же периоду относится и написанное
в жанре quaestiones disputatae (спорных вопросов) сочинение «О
могуществе Бога» (De potentia Dei).
В конце 1268 Фома был вызван в Париж для участия в полемике против
новейшей формы аристотелизма – латинского аверроизма. К 1272 относится
написанный в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта
против авероистов» (De unitate intellectus contra Averroistas).
В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы
доминиканцев в Неаполе. Здесь он работал над компендием теологии,
оставшимся незавершенным. Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском
монастыре в Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой
Григорием в качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567
он был провозглашен учителем церкви. День памяти святого в Западной
церкви 28 января.